О делах ниндзя спросите самого ниндзя! Масааки Хатсуми

Мировой Ниндзя, представляющий древние боевые искусства и воплощающий достоинство Японии давних времён.

Профиль: Масааки Хатсуми/Тецудзан. Практик боевых искусств и последователь господина Такамацу, изучившего и практиковавшего девять школ древних боевых искусств. Получил две докторских степени США: в изучении науки о человеке (он доказал и научно обосновал существование Нинпо-Ниндзюцу), и по философии, после появления на свет работы «Find that Bushido is to Die» («Найти путь Бусидо — значит умереть») . Кроме того, в мае 1994 правительством Германии ему присвоен титул Рыцаря, что подтверждает возможности г-на Хацуми в свободном от условностей и экстенсивном преподавании Будо. Участвовал он и в съёмках телефильмов: «Дзирайя», «Мальчик-ниндзя Фудзимару», «Ночи Ниндзя» и других. Кроме этого, Масааки Хацуми работает историком-исследователем боевых искусств. Он родился в городе Нода, префектура Тиба, в 1931 году.

Титулы:
Рыцарь (Германия), Доктор Философии (США), Доктор Науки о Человеке (США), Почётный Житель Штата Техас, Почётный Рейнджер Штата Техас, Почётный Житель Лос-Анджелеса, Почётный Житель Атланты, Почётный Житель Дублина.

Интервьюер: Я слышал, что Сенсей недавно посетил Германию. Что за события там произошли?
Хацуми: Немецкое правительство присвоило мне титул Рыцаря.

И: Это просто великолепно, не так ли?
Х: Да. Вероятно, я первый [иностранец], получивший этот титул. Я очень рад, что японское Будо признали равным евопейскому рыцарству, так как они оба совпадают в некоторых ключевых моментах. Я стал рыцарем, и, я думаю, это делает честь Японии в той же степени, что и мне.

И: У Сенсея есть титулы почётного гражданина некоторых городов других стран. Как они заслужены?
Х: Я провожу съезды Тай-Кай для Додзё Будзинкан.Это значит, что я организую семинар, предусматривающий тренировки участников друг с другом. Кроме того, я беру свою жену с собой, она прекрасно владеет навыками традиционного японского танца — это помогает представить замечательные аспекты японской культуры миру. В прошлом году мы посетили около 13 стран.

И: Если проводится подобный Тай-Кай, значит ли это, что вы напрямую приглашены ведущей страной?
Х: Нет. С тех пор как у меня появилось множество Деши (учеников) по всему миру, они приглашают меня: «Сенсей, пожалуйста, посетите нас.» Я известен во многих странах. Так я встречаю руководителей различных организаций на семинарах, куда прихожу. После проведённой тренировки они восклицают: «Чудно!». Но поначалу приходили люди жестокие, желающие лишь приобрести боевые навыки, так как они слышали, что я могу обучить их боевому искусству. Но в конце концов на наши семинары стали приходить лишь люди, имеющие человечный и богатый ум. Хотя бы потому, что я хочу платить своим уважением этим людям, я не стал бы создавать системы или организации, или что-то вроде этого. Я даю каждому то, что он или она хочет, а не учу их, никогда не выпуская из головы то, как должно жить человеческое существо. Это не религия и не философия; мы лишь должны сочетать наши чувства согласно природному велению.

И: Находите ли вы какую-либо разницу между японцами и не-японцами в течение семинара?
Х: С тех пор, как офицеры и солдаты вне Японии стали подвергаться гораздо большему риску для выполнения своих обязанностей, стало понятно, что они могут погибнуть, если изучат боевые искусства лишь наполовину. Поэтому они действительно серьёзны. Тем не менее, люди, которые изучают японские боевые искусства по книгам, могут сказать: «Мы не сможем выжить, используя эти техники, потому что здесь слишком много форм, и это делает наш мозг совершенно негибким». Но если я подхожу к ним и воздействую на их точки, они восклицают: «О, я всё-таки смогу выжить! Это просто замечательно!» Некоторые же говорят «Экстаз!..» (смех). Если они поймут, что сами могут использовать это, я думаю, они не почувствуют боли, даже если я нарочно причиню им её. Мне зачастую случается учить людей попросту жить, как человеческое существо.

Интервьюер: Как вы преподаёте в Японии?
Хацуми Сенсей: Я арендую Токио Будокан раз или два в неделю. (Известное здание в Токио для проведения больших концертов или спортивных мероприятий.)

И: Как проходят занятия?
Х: Я всегда определяю тему или, другими словами, предмет. Например, темой этого года (интервью датируется 1996 годом — прим. перев.) является яри (копьё) и кодати (маленький меч), а также Тайдзюцу, включая техники Ниндзюцу. Существует много видов различных техник. Таким образом я учу медленно, взяв по теме на год, например, на следующий — тати. Каждый приходит сюда, чтобы заниматься серьёзно. Я же хочу усердно работать до тех пор, пока эти люди приходят.

И: Расскажите, пожалуйста, о вашем прошлом. Каким вы были в детстве?
Х: Мне нравилось выполнять упражнения, я хотел стать сильным. С начальной школы я изучал кендо, дзюдо и карате. Я встретил великолепных учителей родом из Окинавы. В той среде, в которой я вырос, сложилось достаточно условий для изучения настоящего будо. Помимо боевых искусств, я увлекался боксом и футболом, ныне чрезвычайно популярными в Японии. Опыт игры в футбол пригодился позже — он позволил мне овладеть совершенно новой, очень хорошей формой кери.

И: Изучение новой, эффективной формы удара связано ли как-нибудь с вашей причастностью к семье ниндзя?
Х: Думаю нет.

И: Не могли бы вы рассказать о том, как стали ниндзя?
Х: С детства я тренировался в том, что называется будо. Я изучал это так, как изучают спорт. Когда я получил четвертый дан по дзюдо мне, кажется, было около 20 лет, я преподавал дзюдо на американской военной базе. Там я был просто поражён внезапно открывшейся мне реальностью. Однажды на тренировке я был побеждён совершенно неожиданной вадза (техникой). С тех пор, как эти люди стали солдатами, они узнали множество вадза реального боя, и они могли комбинировать их и использовать со всей их немалой энергией. Лишь столкнувшись с этим лицом к лицу, я осознал, что невозможно выжить, тренируясь будо так, как тренируются в спортивных дисциплинах. Я понял, что если мы пойдём этим путём в будо, мы не сможем пользоваться им в настоящем бою. Тогда я сделал всё что мог: я учил любое древнее будо и всё, что называется будо в Японии, изучал не только телом, но и умом. И тогда, в конце концов, я встретил моего учителя, Такамацу Сенсея. Он был настоящим Ниндзя и находился в близких отношениях с последним китайским императором. Я проучился у него 15 лет, пока он не покинул этот мир. Мне было от 27 до 42 лет, он обучал меня Ниндзюцу. Как бы то ни было, вадза Такамацу Сенсея были лучшими. Кроме меня у него не было больше учеников.

И: Ясно. А я думал, Такамацу Сенсей учил многих…
Х: Он никого не учил, даже если к нему приходили. Он просто говорил: «Учитесь у Хацуми», и всем отказывал. И кроме того, он передал мне всё, что умел. Если кто-то говорит: «Я учился у Такамацу,» это обман, поскольку у него был лишь один ученик — я. Тем более, что за 15 лет обучения у Такамацу, я ни разу не видел, чтобы кто-нибудь ещё учился у него. И всё же находятся люди, использующие имя Такамацу Сенсея или моё для своих целей. Я хочу, чтобы люди, заинтересованные в изучении будо, были осторожнее. Я не могу проигнорировать подобное поведение, обманывающее людей, желающих познать реальность будо.

И: К каким ещё школам принадлежал Такамацу Сенсей, помимо тех, которым обучаете вы?
Х: Такамацу Сенсей учился у трёх наставников: Тода Сенсей, Исия Сенсей и Мидзута Сенсей, и он преуспел во всех девяти школах. В конечном счёте и я освоил их.

И: Итак, вы обучались всем девяти школам у Такамацу Сенсея?
Х: Да.

И: Это значит, вы учились у него не только Ниндзюцу…
Х: Я изучал множество вещей, в том числе и Ниндзюцу. Ведь это, бесспорно, настоящее боевое искусство. Но сегодня в Японии лишь я владею навыками настоящего Ниндзюцу, в том числе и его мистическими аспектами. Чтобы быть точным, я — практик боевых искусств. С 1972 года, когда Такамацу Сенсей ушел из этого мира, я объединил все вадза, что выучил у него, открыл их для общества и начал преподавать.

И: Как вы думаете, какие элементы Ниндзюцу наиболее привлекают людей со всего мира?
Х: Без сомнения, это таинственные стороны Ниндзюцу. Возможно, люди хотят увидеть то, что они не могут видеть в обычной жизни. В картинах, которые рисуют нам фильмы и телевидение, эти мистические техники часто изображены совершенно неверно (смех). Всему, что мы не можем видеть, я учу так, как это должно быть . Уже сейчас есть много людей, которые понимают, они говорят: «Настоящее Ниндзюцу прекрасно».

И: Для них, конечно. И так они смогут обрести чувство реализма?
Х: Правильно. Если вы увидите это, то поймёте, насколько это человечно и необходимо для жизни.

И: Ясно. В книгах и фильмах мы часто можем видеть сцены, в которых Ниндзя применяют удивительные вадза (техники). Так это просто фикция?
Х: Нет, мы можем их использовать.

И: Можете? Например…
Х: Я не могу объяснить это вкратце. Честно говоря, техники нашего будо не могут быть объяснены даже визуально… «Это за пределами описания». Я не хочу избежать ответа на ваш вопрос подобным образом, но вам необходимо кое-что понять. Наблюдение ограничено, поскольку зрение — это лишь одно из шести чувств, лишь одна шестая. Поэтому трудно объяснить оставшиеся пять шестых. Ниндзя прошлого был неподражаем в превращении реальности в фиктивную реальность. Это очень трудно объяснить.

И: Вроде ниндзя из фильмов, настоящий ниндзя может исчезать в облаке дыма или сделать клона своей фигуры…
Х: Конечно, мы можем.

И: Или вадза превращения во что-либо…
Х: Да, и мы это можем. Но вы должны тренировать своё тело и мозг. Другими словами, это ментальная мощь и, осмелюсь сказать, это самое важное. Чем больше вы тренируетесь для этого, тем сильнее вы можете это почувствовать. И в конце концов, вы получите возможность обрести эту силу.

И: Но в реальной жизни у нас редко появляются возможности для применения Ниндзюцу.
Х: Но они есть. Когда я посещал Израиль, где терроризм вызывает крупные проблемы, я видел множество людей с оружием. Когда они сказали: «Здесь опасно, может, принести вам пистолет?» Я отвечал, «Если я выстрелю, то сбегутся ещё больше противников. Мне не нужно оружие, я могу пользоваться другим и без лишнего шума.»

И: Вы имеете в виду Тайдзюцу?
Х: Я имею в виду чувство и ощущения жизни. Хотя, к счастью, у меня не было подобного опыта. Пистолет или ружьё не мои друзья, потому что есть возможность потерять их. Поэтому я и не ношу оружия. Чем слабее человек, тем сильнее оно ему нужно.

И: Замечательная история. А как насчёт роли Ниндзя в обществе в добавление к боевым искусствам?
Х: Сейчас же век информации, не так ли? И я верю, что есть множество людей, кто способен вести себя как ниндзя, пусть даже это не будет их традиционная деятельность. Например, возьмем кого-нибудь на предмет… допустим, если вы работаете на большую компанию, то вы должны вести себя как ниндзя. Так, мы можем называть этих людей современными Ниндзя.

И: Я вижу. Скажите, Сенсей, а вы сами играете активную роль в современном обществе сообразно сложившимуся амплуа «ниндзя в законе»?
Х: Как я вам сказал, моя роль — заставить людей понять достоинство японской культуры через представление её на Тай Кай. Япония имеет множество прекрасных культурных аспектов, но даже японцы часто забывают об этих сокровищах. Тот факт, что я получил множество титулов других стран не значит, что хочу прославиться или разбогатеть, но означает, что я стремлюсь выполнить мою цель — привлечь внимание к японскому достоинству, причём не только иностранцев, но и самих японцев. Помимо этого, я работал и над театральной драмой «Акахиге» в Токийском Театре Искусств.

И: В качестве режиссёра?
Х: Так… давайте посмотрим… вероятно, это новое поле академической деятельности, назовём это «Исследователь Боевых Искусств». Несмотря на то, что Япония — страна боевых искусств, подробное их изучение не входит в состав актёрских умений. В зависимости от сюжетов, актёрам приходится играть различные роли, такие как ниндзя или мастер меча. Соответственно, режиссёры должны следовать этим сюжетным линиям. И это новое поприще, исследование боевых искусств, воссоздание их особенностей на современном и художественном уровнях, и есть моя работа. Кстати, с тех пор как мы ставим драмы в Японии, они включают традиционные японские элементы. Но в реальности, люди часто бывают сбиты с толку иностранной концепцией теории интеллектуальной драмы. Я не думаю, что это хорошо. Именно поэтому недавно я приложил столько усилий по воссозданию достоверных японских элементов из исследования боевых искусств и внедрению их в театр и фильмы. Сейчас я создаю сериал, описывающий правильные действия или боевые приёмы Ниндзя, чтобы предохранить людей от опрометчивой веры в лживую, но весьма распространённую информацию (смех), которая, на самом деле, просто ужасна. К сожалению, это означает, что существует множество фальшивых Ниндзя. Сейчас я серьёзно работаю над новым видео и надеюсь, что когда-нибудь ситуация изменится к лучшему.

И: Что нужно для того, чтобы стать Ниндзя?
Х: Это Нинтай-дзисей (выносливость и самоконтроль). Это самое важное — жить с терпением. Ниндзя живут терпеливо — читай, ведут «здоровый образ жизни». Мы ведь часто слышим, что «Найти путь Бусидо — значит умереть?», не так ли? Это может вызвать в вас мысль, что Буси (воин) обречён на смерть. Это не так. Эта фраза написана в самой продаваемой книге «Бусидо», впервые опубликованной в Америке. Я объяснил эти слова в той книге и получил докторскую степень по философии. Когда Буси слышат слова, они думают: «Зачем мы собираемся умирать?» Когда они встречают умершего, они спрашивают его, «Зачем ты умер? Почему?» И мёртвый отвечает: «Я умер по этой причине (мысль Бусидо).» «Я понял,» — говорят они, — «и я должен сделать то же самое.» Так «Найти путь Бусидо — значит умереть» означает «Найти его — значит жить».

И: Я понимаю смысл.
Х: Я приведу знакомый пример. Если мы живём по принципу Хара-Хатибун-ме (не есть слишком много; Хара-Хатибун-ме значит есть до заполнения лишь восьми десятых объёма желудка), то можем сохранить своё здоровье, не так ли? Мы можем не бояться заболеть ни диареей, ни «взрослыми заболеваниями». Это часть учения Ниндзя, жить с выдержкой. Терпеливо, контролируя себя, поддерживая здоровую и счастливую жизнь — вот истинная тренировка Ниндзя. Но мы люди, а значит, временами всё-же страдаем от наших иллюзий. Как-то раз я слегка заболел и поклялся своей жене и ученикам, что не буду пить сакэ. Но, в конце концов, я всё-таки опять начал его пить (смех). Но теперь я пью не больше 3/10 одной бутылки сакэ. Преобразование подобной фикции также является техникой Ниндзя. И это не такая уж плохая вещь. Я прожил уже 64 года… (Ещё раз напомню, что встреча происходила в 1996 году — прим. перев.) Я думаю, достаточно. Так я живу, делая то, что мне хочется. Это, я думаю, больше остального ведёт к здоровой жизни. Не пытаясь прожить дольше, ища удовольствия без излишней жадности… и живя в соответствии со своим возрастом. Если мы попадаем в неприятности, мы пытаемся преобразить её, вот так.

И: Вы имеете в виду,что изучаете вадза, основываясь на природных ощущениях?
Х: Я думаю, это принципиально. Человеческая сущность исчезает под влиянием эмоций и жадности. Если вы не можете придерживаться правила «Выносливости и Самоконтроля», вы будете использовать Ниндзюцу во вред. Вы сами должны решить, что правильно, а что нет. Делайте это не только для себя, делайте это для Естественной Справедливости, для защиты Природы и человеческого существа. Сейчас окружающая среда активно уничтожается людьми. Но пока они напрямую не столкнутся с этим, они ничего не заметят, даже если начнут вымирать, утопая в своей жадности. Некоторые люди не замечают, что то, к чему они стремятся, ведёт к суициду. В будущем новое поколение будет вынуждено нести ответственность за то, что делаем мы. Я верю, что предотвращение ещё худших времён — это роль человества и его отношения к жизни. Я пытаюсь показать это людям, когда езжу за границу и обучаю их Ниндзюцу и Будо. Я надеюсь, читатели разделят это со мной, так же как и люди, посещающие мои семинары.

**Предоставлено
Центром Ниндзя в Миссури
8336 Уотсон Роад
Сент-Луис, MO 63119
(314) 842-9373