Мир Безумия от Сокё Масааки Хацуми

Люди, изучающие боевые искусства, могут подумать, что они «правильные» люди, что их философия верна, а их поведение и поступки логичны. Но что думают другие люди?
Однажды я смотрел ток-шоу с романистом, пишущим о боевых искусствах. Он, с виду не особо разбирающийся в этой теме, выглядел очень слабым, но говорил так, будто был великим мастером меча. Что-то эти современные романисты становятся великими мастерами очень быстро. Я не знаю, их ли эта проблема, или же проблема средств массовой информации.

Романисты, не занимавшиеся и не изучавшие боевые искусства, не могут рассуждать о пути или развитии боевых искусств. Но некоторые из них осмеливаются перебивать профессионалов, преподающих боевые искусства. Я называю этот вид писателей мегаломаньяками (больными манией величия — прим. перев.). Интересно, почему СМИ позволяет этим любителям быть сенсеями искусств.

Ад — под взмахом меча,
Сделай лишь шаг, и он станет раем.

Когда вы видите устремлённый на вас меч, вам небходимо мужество. Человек, не имеющий истинного мужества в сердце, пытается восполнить его недостаток фальшивой храбростью (безумием), принимая алкоголь или наркотики. Однажды я разговаривал с одним практиком боевых искусств: «Хацуми-сан, я встречал множество сенсеев, но многие из них слишком нервные.» «Вы имеете в виду манию преследования или эмоциональную зависимость от победы или поражения?» «Да.» «Когда я вижу моего учителя, Такамацу Сенсея, я бы назвал ещё и аллергию на боевые искусства — они становятся безумно скучны, если прозаниматься достаточно. Он говорит, что это старческое слабоумие, но сам выглядит замечательно и очень силён.»

Бывает, что практик боевых искусств сходит с сума, заболевает манией величия или преследования, приобретает комплекс неполноценности или избыточной чувствительности (тюсацу мосо), когда вы думаете, что кто-то постоянно пытается атаковать вас. Например, если вы станете мегаломаньяком, вы будете думать, что вы сильны, что вы — герой. Комплекс неполноценности, который вы можете приобрести после постоянных проигрышей, заставит вас думать о себе как о неудачнике или о том, что вы не рождены для боевых искусств. Мания преследования представляет вашего оппонента сильнее, чем он есть на самом деле. Из-за тюсацу мосо вам кажется, что вы слишком уязвимы. Это одна из умственных немощей, приобретаемых каждым, находящимся в процессе тренировки. Лишь нашедший в себе силы вырваться из «Мира Безумия» может стать мастером.

Существует легенда о Святом меча, изучавшем дзен много лет назад, в тёмный век Дзен японской истории. В тот период жил священник Иккью, он был полон духа отрицания и называл себя «Фукьо» (сумасшедший). Вы можете считать его сумасшествие и храбрость одним и тем же. Однажды Сёгун Асикага посетил Иккью для реформирования устаревших, негодных традиций. Другие священники очень беспокоились и нервничали в присутствии самого Сёгуна, но Иккью снял свою шляпу и с места, располагавшегося выше Сёгуна, собрался передать её ему. Один из спутников Сёгуна, встревожившись, уже положил кисть на рукоять меча, готовый рискнуть, но подумал, что лучше не проливать кровь перед буддийским алтарём. Вместо этого он протянул руку, чтобы самому взять шляпу Сёгуну. Иккью тогда сказал: «Я не могу дать шляпу кому-либо из свиты, вроде тебя, я передам её только самому Сёгуну.» Вот пример храбрости с юмором.

Есть много форм Кьо (безумия). Форма разделения: изменения техник или смена выбранного боевого искусства, чтобы найти хорошего учителя. Форма депрессии: смех (улыбка) над пораженным противником. Форма диверсии: человек сам атакует первым. Форма алкоголизма: невозможность взяться за оружие без предварительного опьянения, и тому подобное. Любой, сумевший вернуться от безумия к нормальному состоянию, станет настоящим мастером. Я говорю своим ученикам, что умственная концентрация не позволит развиться ни какому-либо типу шизофрении, или раздвоения личности, ни ощущению окружённости одними врагами.

В современных боевых искусствах существует тенденция — не тренироваться самому. Я привык сам проводить свои тренировки. Когда моего учителя не стало, я стал открывать секреты сам. Я уходил в горы и тренировался с деревьями, дикими животными и всей природой. Я учился применять тайхендзюцу на деревьях. Когда я тренировался с дикими животными, я вначале читал их мысли и лишь потом бил. Я разучивал бросковые техники с огромным быком. Я тренировался против изменений в природе и учился предвидеть их, пытаясь получить преимущество изменения.

Лучше, конечно, находиться со своим учителем. Но если учитель не очень хорош, вы учитесь лишь форме и вы закончите как марионетка боевых искусств. Кстати, книга под названием «A LAISSEZ-FAIRE POLICY», бестселлер, должна быть очень популярна, поскольку эта политика может дать вам источник творческой энергии (креатива). Если бы я имел ученика, который не учится, но наслаждается боевым искусством, я бы оставил его наедине. Я бы не сказал ничего и даже не тренировал его. Но если бы он по-прежнему любил боевые искусства, он начал бы заниматься сам и начал учить что-нибудь. Если вы учите слишком многому, это может принесте вред. Оу Йомэй заранее знал, что люди придут к нему изучать До Ин Дзюцу, технику лидерства, умение вести за собой, но он думал, что это открытие людям не принесёт им ничего хорошего. Если вы делаете слишком много, это нехорошо. Для боевых искусств это утверждение не менее верно. Я не учу действительно продвинутым техникам, пока учащиеся не станут продвинутыми учениками. Секрет не в количестве техник.

Политика laissez-faire это метод, рождённый из «ничего». Современное общество, ищущее лишь методы появления из «чего-то», делает бесполезных людей. Временами я говорю своим ученикам, тем, которые ещё в средней школе: «Я не люблю путь, которым вы идёте в вашей учёбе, потому что у вас нет цели. Я буду учить вас. Во-первых, полюбите Нинпо. Любовь даёт рождение всему. Если вы полюбите, вы можете сами тренировать себя. С этого момента вы сможете обучиться всему.» Множество иностранцев приходят ко мне, поэтому я совершенно естественно начал изучать иностранные языки. История боевых искусств и учений, религия, философия, родной язык, иностранный язык, психология, химия, физика и т.д. Учиться вы начинаете сами. Неважно, преуспеваете ли вы в чём-либо или нет, или, как в будо — как много техник вы знаете, но гораздо важнее понять правду жизни, как правила игры, через самотренировку. «Жизнь — это самотренировка.» Эту аксиому я постоянно напоминаю себе и своим ученикам. И, конечно, главное — быть внимательным. Внимание ко всему позволит вам тренировать умение никогда не попадать в проблемные ситуации.

Предоставлено Центром
Ниндзя в Миссури
8336 Уотсон Роад
Сент-Луис, а\я 63119
(314) 842-9373