История ниндзюцу

А теперь попробуем изложить историю и истоки возникновения этого искусства, изложить кратко, доступным языком, хотя, может быть, сделать это будет не очень просто.

Существует много теорий относительно истоков того, что мы сегодня знаем как искусство нин-дзюцу. Каждый японский историк имеет свои собственные факты и убеждения, и трудно точно указать конкретное место, человека, время или обстоятельства, которые оказались благоприятными для рождения этого искусства.

Истоки духовной составляющей учения ниндзя следует искать в Тибете и Китае, в древних ритуалах тантрического буддизма. Так, в Китае, во времена династии Тан, после сожжения монастыря Шаолинь нищие монахи, разошедшиеся по всей стране, культивировали своё искусство, помогавшее им выжить в жестокое время. Они владели многим подручным оружием — от палочек для еды до гребного весла. Они могли составлять лекарства и яды из трав и минералов, знали методы маскировки, гипноз, могли психологически манипулировать с сознанием. Все эти навыки были сведены в систему «люгаймэнь»- «Врата учения нищих монахов».

Поначалу созданное как «искусство выживания», люгаймэнь впоследствии стала законченной системой. Изучающий её человек становился, при помощи этих знаний, практически неуязвимым для любых видов агрессии, направленных в его сторону. Он становился практически «сверхчеловеком», которому было подвластно почти всё. Попав на японскую почву, это учение видоизменилось, смешавшись с местными культами и народными обрядами, верованиями. В результате такого слияния было создано учение Сюгэндо («путь овладения Сверхъестественными Способностями») — система, которую с полным правом можно назвать духовной предтечей нин-дзюцу. В этом учении адепты познавали законы природы и обретали гармонию тела и духа, используя для этого методы медитации, шаманизма и физической закалки, стремились войти в гармонию со Вселенной и направить её могучие силы в нужное для себя русло. Последователи этого учения предсказывали погоду, когда сеять и убирать урожай, лечили людей травами и снадобьями, находили места, где надо рыть колодец, а в голодные зимы учили простолюдинов изготавливать маски, флейты, которые они могли продать и на вырученные деньги купить себе еды, учили защищать себя, свою семью и деревни от набегов разбойников. В результате основная масса крестьян стала считать это учение истинным учением Будды, практически отвергая официальную религию. Это не могло не вызвать ответной реакции властей, и был издан ряд этикетов, запрещающих сюгэндо. Однако этот запрет вызвал обратную реакцию. Число приверженцев сюгэндо росло, они уходили в горные чащобы, строили там потайные лесные молельни, где тайно продолжали практиковать.

Здесь я хочу подчеркнуть, что данный общеизвестный исторический факт указывает на то, что нин-дзюцу было создано и сведено в систему именно для защиты себя и своих кланов для выживания и самообороны, а не для диверсий, шпионажа и убийств. Как известно, в толковом словаре С. И. Ожегова толкование слова «клан» означает «род, родовая община». Поскольку в период междоусобных войн в Японии искусство ниндзя пользовалось огромной популярностью и ниндзя часто нанимали для выполнения различного рода тайных заданий и акций, то возникло стойкое убеждение в том, что это ниндзюцу есть исключительно искусство шпионажа, убийства и обмана. Ниндзя использовались в качестве шпионов, телохранителей и охранников, зачастую маскируясь под садовников, обслуживающий персонал и тому подобное. Однако это было уже потом, а создавалось и формировалось ниндзюцу именно для защиты, обороны и выживания, для развития сверхспособностей, заложенных природой в человеке и обретения гармонии с ней, для развития личности и счастливой жизни.

Вот, совсем коротко, я попробовал познакомить вас с истоками возникновения нин-дзюцу. Далее Вы сможете прочитать о том, каким же образом оно сейчас стало доступно (хотя, оговорюсь, не совсем) для нас и кто его открыл нам.