НИНДЗЯ ЭРЫ ХЕЙСЕЙ (современного периода)
«Суйтон но дзюцу», «Бунсин но дзюцу» и т.д. Таинственные ниндзя достойны восхищения. Но кто же они такие, те, кто обрел исключительный умственный контроль, выносливость и интеллект?
НИНДЗЯ В ЗАРОДЫШЕ
Когда я пришёл в офис, то нашёл визитку на своём столе. Странные, незнакомые титулы смотрели на меня. Тридцать четвертый Мастер Тогакуре Рю, двадцать восьмой Мастер Кукисинден Хаппо Хикен.
«Перестаньте думать о себе. Идите и займитесь Ниндзюцу.» Это был приказ от моего редактора. Может, он думает, что мне, довольно хилому человеку, нужна порция упражнений?
Сокё Масааки Хацуми, 65 лет. Широко известен как эксперт древних боевых искусств среди практикующих. Он — Ниндзя Эры Хейсей, унаследовавший девять школ Нинпо, включая Тогакуре Рю. Я наполняюсь благоговением, когда думаю, что собираюсь просить подобного великого мастера обучить меня.
Кстати о Ниндзя, недавно стал популярным мультфильм под названием «Нинтама Рантаро». В прошлом высокие рейтинги завоевали «Ниндзя Хаттори-кун» и «Ака-каге». Но действительно ли это возможно — ходить по воде в «мидзу-гумо» или исчезать в облаке дыма? Истинная природа ниндзя неизвестна.
День наступил одновременно со страхом, когда я решил стать учеником Хацуми Сенсея. Я прибыл в город Нода, в Тиба, где располагаются старые здания. Мне пришлось сказать только одно — «В дом Хацуми Сенсея,» водитель такси сразу понял.
«Таномо (кто-нибудь дома)?»
Я хотел открыть дверь, начав с этой бодрой фразы, но всё, что я смог выдавить, было лишь слабое «Простите…» Хацуми Сенсей в чёрной тренировочной форме выглядел очень внушительно. Излучаемая им энергия убедила меня, что передо мной действительно главный среди живущих ниндзя.
«В древнем будо не имело значения, слаб ты или силён. Это было серьёзным испытанием, определяющим, выживешь ты или умрёшь. Прохождение испытания и выживание — это и есть ниндзюцу. Чтобы стать ниндзя, необходимо главное — терпение и самоконтроль. До тех пор, пока вы не научитесь контролировать себя в своей обычной жизни, вы не сможете нормально тренироваться.» И хотя я был очень напряжён, я пытался навеки закрепить его слова в своей голове.
В час дня стали собираться его ученики, каждый с доброжелательным приветствием Сенсею. К моему удивлению, около половины от трети всех учеников оказались иностранцами.
«За границей вы всегда подвержены опасностям. Следовательно, вам необходимо истинное будо. Я поражаюсь, что они приезжают в Японию, даже когда йена высока как никогда,» — сказал он. Он — мастер не только Японии, но и всего мира.
ЕДИНСТВЕННАЯ ВАДЗА В ЖИЗНИ
Все прибыли в додзё. Сегодня, к счастью (или к несчастью для меня), после занятий была запланирована демонстрация в банкетном зале Торгово-промышленной Палаты Префектуры Нода.
Мы начали тренировку, окружив Хацуми Сенсея. Каждый из учеников демонстрировал свою собственную «вадза». Я был восхищён их мощностью и быстротой. Хацуми Сенсей наблюдал за ними, сидя прямо на полу.
«Когда сражаетесь, следите за противниками и наблюдайте за всем вокруг. Будьте готовы биться в соответствие с обстоятельствами.»
Важно видеть каждый дюйм додзё. Тренировка становилась просто восхитительной. Вдруг, вызвали меня. Моими партнёрами были Эндрю и Марк. Марк, чей торс был в два раза больше моего, жестом попросил меня ударить его в живот. Я ударил, сильно опасаясь за его здоровье. Потом ещё раз. Оба раза удары отскочили.
«Ударь так сильно, как сможешь,» — ругнул меня Сенсей. И я ударил улыбающегося Марка так сильно, как мог. Тем не менее, его тренированное и контролируемое тело не сдвинулось ни на дюйм. Даже наоборот, его мускулы оттолкнули мой кулак. «Ударь как хочешь.» И я нацелился ударить его ногой в шею. Ох-хо, он мгновенно поймал её, удерживая моё тело и с разворота повалил меня на пол.
Не желая сдаваться, теперь я встал перед Эндрю. Я отчаянно попытался ударить его ногой, не смотря на его рост в 6 футов и 3 дюйма (чуть более 190 см — прим. перев.). И снова моя нога поймана, и теперь я, как-то скрючившись, пытаюсь удержать равновесие лишь на одной, поскольку другая — на его плече. В конце концов, я снова оказался с Марком, применившим вадза удушения сзади. Вся серия вадза завершилась так гладко, что, моему немалому удивлению, мне даже понравилось.
Тогда, я был испытан «Бо-нуке». Сидя, я был окружён четырьмя людьми, вооружёнными шестифутовыми шестами, которые они держали на моих плечах, поймав мою голову в эту своеобразную ловушку. Пока я мучительно соображал, что же они собираются со мной делать, они подняли меня с помощью шестов. Я чувствовал воздух под своими ногами. Инстинктивно, я повернул шею и голову одним движением и так избежал опасности. Этим я окончательно подготовил своё выступление на грядущей демонстрации.
СПАСЁННЫЙ ГОЛОСОМ С НЕБА
Наконец демонстрация в праздничном зале началась. Старшие ученики продемонстрировали ряд вадза с целым набором инструментов: сюрикен, ниойбо, яри, нагината. Другими интересными экземплярами были верёвка из резины, зонтик, различные виды маскировок. Вариантов множество. Ниндзюцу с юмором больше напоминает искусство, нежели боевые техники.
«Благодаря своей емкости, они могут создавать комичные вадза. Проявление гибкости — это всегда показатель наличия резервных сил.» Хацуми Сенсей объясняет квинтэссенцию ниндзюцу. «Даже если вы показали противнику свою незащищённость, вы не должны показывать свою настоящую силу. В природном пути, вы должны готовить инструменты так, будто бы у вас уже есть идеальная команда.»
Я ожидал своего выхода, надеясь, что не наделаю много ошибок перед лицом двух сотен людей — всей аудитории. После того как Сенсей закрыл «Домашний Свет», журнал, в котором я работаю, наступил мой черёд.
Я нервничал, когда они поймали мою шею четырьмя шестами. Моё тело повисло над полом. О нет, они сжимали меня гораздо сильнее в этот раз. Просто так мне не вырваться. Я уже почти отчаялся, но вдруг услышал небесный голос. «Выбирайся отсюда!»- прогрохотал он. Внезапно я увидел секретный путь к спасению. В действительности кто-то сделал небольшой зазор между шестами для меня.
И хотя одним из уроков в додзё было — «Знай, что ожидание — лишь короткий миг,» время мне показалось чрезвычайно долгим.
После, я сказал одному из них, что захват был гораздо плотнее, чем на репетиции. «О, прости. Перед аудиторией, я со злости на себя приложил гораздо больше силы, чем на тренировке.» Он произнёс это так, будто не особо беспокоился, и это заставило меня забыть о том, что шея моя отныне стала чуточку длиннее.
Последней демонстрируемой вадза было «Синкен (настоящий меч) сираха-дори» в исполнении Хацуми Сенсея. Сенсей был очень спокоен и полон достоинства. Его глаза смотрели на оппонента остро и даже подавляюще. Он ни разу не встретил противника с обнажённым мечом. Уклоняясь и обводя противников, он перехватывал мечи и направлял их против бывших хозяев.
Дети, наблюдавшие за действием с первого ряда, радостно хлопали в ладоши, будто это было костюмированное представление. Но это была далеко не пьеса для детей. Когда мы уходили под победные крики, даже я, подготовившийся очень слабо, почувствовал себя почти храбрецом.
ДОБРОТА И СИЛА
После демонстрации мы направились в додзё, где, провозгласив тост, выпили пива. Все сидели на полу в круге. Все ученики были открыты и добры. Их профессии различались: были и работники Японских Авиалиний, переводчик-военнослужащий из Штатов и т.д. Каждый из них по-разному относился к будо.
Эндрю интересовался японской историей, особенно периодом войн, когда активную роль играли ниндзя. Это стало началом его интереса к ниндзюцу. Он сказал, что преодолел астму и стал здоровее. Теперь у него восьмой дан. Я думаю, что мой вопрос был не совсем вежлив, но я всё равно спросил, испытывал ли он когда либо необходимость применить обретённые навыки в реальной жизни.
«Нет, этого со мной никогда не происходило, поскольку во-первых я всегда думал как избежать драки. Сражение вообще лишь низший уровень. Я ищу следующий уровень.» Следующий уровень значит побеждать без драки. Это основной закон ниндзюцу.
Там была и куноити (женщина-ниндзя), переехавшая в город Нода, чтобы иметь возможность посещать додзё. Её имя мисс Нобуко Кубо.
«Я хочу выполнять техники без осознания, так, словно я дышу. Через ниндзюцу я хочу научиться преодолевать трудности, сохраняя внутреннее равновесие. Я бы хотела жить мирно, весело и счастливо — так, как сейчас.»
Я видел представление мисс Кубо с нагинатой. Лишь раз увидев это, я стал немного побаиваться ниндзюцу. Должно быть, я это почувствовал, потому что не имею ни малейшего таланта для подобного. Я рассказал об этом Хацуми Сенсею.
«Каждый испытывает страх. Даже если долго занимались, это не имеет большого значения. Чувство страха, в природном пути, ведёт вас к природной же самозащите. Это важная часть ниндзюцу.»
Стать одним из ниндзя кажется трудно, если вы видите лишь физическую сторону боевых искусств. Но после слов Сенсея я начал думать, что ниндзя — это те, кто может применять методы ниндзюцу в обычной жизни, следуя природному пути. Это не то, чего я ожидал.
После того, как я понял это, я начал смотреть на Хацуми Сенсея как на очень доброго человека. Я всё ещё могу видеть выражение мягкости на его лице, когда он обращается к своим ученикам.
Когда Сенсей говорит своим дружелюбным голосом и мягко смеётся, я чувствую, что между ним и его учениками действительно глубокие доверительные отношения.
Хотя мой опыт ограничился лишь одним днём, я знаю, что мог бы наслаждаться миром ниндзя. И более того, я заинтересовался ниндзя Эры Хейсей, теми, кто до сегодняшнего дня соблюдают учения нинпо и верно их практикуют. Их доброта и чистота необычны для меня. Повторение сегодняшнего опыта, без сомнения, стало бы самой драгоценной тренировкой их всех возможных.
Автор неизвестен