Перевод Бенджамина Коула
«Впервые я встретил Такамацу-сенсея, когда мне было 27 лет. Он был буквально окружён аурой мудрости. Ничего пугающего, лишь мудрость. Такамацу-сенсей провёл десять лет, путешествуя по Китаю, применяя техники в реальных битвах. Поэтому, если он чему-либо учил, то учил исходя из своего опыта. Так, тело либо пойдёт по верному пути, либо умрёт, направившись иначе.»
Так начал речь о своём учителе Такамацу-сенсее 13 февраля Масааки Хацуми-сенсей. Речь, заснятая на плёнку для последующего издания (английская редублированная версия также будет доступна в будущем), была запланирована как рассказ человека о сравнительно неизвестном мастере. Вечер начался с речи Хацуми-сенсея и завершился получасовым интервью. Поскольку фотографирование и запись были запрещены, эта заметка ведётся по памяти и включает мою интерпретацию японского языка Хацуми-сенсея. Если настоящий профессионал-переводчик найдёт ошибки — обязательно отыщите меня. Я лишь человек и у меня нет записи, чтобы прослушать ещё раз и проверить. Я сделал всё возможное, чтобы сделать адекватный перевод, но всё это лишь благодаря памяти. Комментарии в кавычках принадлежат Хацуми-сенсею, в круглых скобках — мои собственные мысли и комментарии, а повествование ведется от третьего лица.
Хацуми-сенсей начал разговор с любви Такамацу-сенсея к живописи. Учитель верил, что рисование — это залог долгих лет жизни. «Вот почему я сам занялся рисованием.» В комнате, где проходила встреча, на дисплее было множество фотографий и картин. Хацуми-сенсей принёс коллажи из старых чёрно-белых фотографий наставника. На одном из них Такамацу-сенсей отрабатывал со своим учеником кудзи (позиции рук). Некоторые из фотографий были использованы в книгах Хацуми-сенсея. На столе располагались две картины в рамах размером 2х3 фута (60х90 см. — прим. перев.). Одна была портретом наставника Хацуми-сенсея, выполненная за год до его смерти.
Хацуми-сенсей в течение десяти минут демонстрировал принесённые работы, сопровождая их комментариями. Он держал их в левой руке, открывая одну за другой. Одна из них особенно поразила меня своей красотой — одинокий, гордо стоящий журавль, с тронутыми красным перьями. (Я был несказанно удивлён, когда он сказал, что нарисовал её всего лишь за 200 минут!) Все рисунки изображали природу. Позже, одним из комментариев Хацуми-сенсея была фраза «Тайдзюцу это… природа», обратившая глаза половины аудитории на его прекрасные работы.
В один момент он попросил престарелого джентльмена рассмотреть вблизи одну из работ. Это было изображение человека, облачённого в кимоно. Старичок несказанно удивился тому, что увидел. Тут Хацуми-сенсей объяснил, что в оформлении кимоно он использовал сотни пар, сплетённых в различных сексуальных позах! (До чего приятный сюрприз, ребята!)
«У меня есть все письма Такамацу-сенсея, хотя я не принёс их сегодня. Время от времени я достаю их и перечитываю. Даже сегодня я каждый раз открываю новые вещи, которые он хотел донести!» (Подобные комментарии Хацуми-сенсей дал и по поводу чтения и перепрочтения Санмяку. Он призывал нас брать копии каждого из них и просматривать для собственного развития.)
В какой-то момент вечера микрофон вдруг начал трещать и подвывать. Это совершенно нарушило ритм его речи. Трое измученных организаторов носились туда-сюда, подбегали, извинялись, снова убегали, но Хацуми-сенсей ни разу не проявил нетерпения. «Я уже привык к подобным недоразумениям, имея дело со СМИ и выступая на телевидении. Такие вещи постоянно встречаются.» Он призывал задавать вопросы, но аудитория молчала и была больше раздражена стенающим микрофоном, чем он сам. Вместо того, чтобы терять время в ожидании, он поделился некоторым личным опытом, не относящимся к Такамацу-сенсею.
Он говорил о Дублине… точнее, об отличном местном пиве «Гиннесс». «Та штука в этих высоких стаканах была великолепна. Так непохожа на «Гиннесс» из Японии: он слишком тёплый, сделан чересчур горячо, а на вкус просто ужасен. Но в Дублине, с его сыростью, холодной погодой и отличной температурой приготовления, он вкусен до невозможности. Если вы можете сказать, что прибыли примерно оттуда, то люди будут комментировать, что их местный «Гиннесс» ужасен, а вот там, откуда вы родом, подают вкуснейший «Гиннесс» на земле. Боже, мы так напились… Оказывается в Соединённом Королевстве есть люди, использующие Гиннесс даже в медицинских целях.» (Понятно, немногие из нас ожидали услышать дифирамбы пиву от грандмастера Ниндзюцу, но каждый знал, что Хацуми-сенсей просто полон сюрпризов.)
(Также он рассказывал о Дублинском инциденте, о котором вы, наверное, можете знать.) «Я собирался показать несколько техник с мечом. Я взял ближайший металлический меч, вынул часть лезвия и проверил его пальцем. Он не был острым, и я решил использовать его для демонстрации. Грубейшей моей ошибкой было то, что я не проверил всю длину лезвия. Я провёл мечом по шее Ногути-сенсея и вдруг — взз! — получил разрез длиной около двух дюймов (пяти сантиметров — прим. перев.),» — легко рассмеялся Хацуми-сенсей. (Ногути-сенсей, также смеявшийся, до сих пор носит этот шрам. Как напомнил нам Хацуми-сенсей несколько недель спустя на тренировке: «Запомните разницу между мечами для тренировки и мечами для боя. Всегда проверяйте лезвия на безопасность.»)
Как только микрофон наладили, Масааки Хацуми сказал: «Проверка. Проверка. Работает?» и, не дожидаясь ответа, повернулся к аудитории и продолжил рассказ о Такамацу-сенсее — как раз с того места, где остановился десять минут назад! Было безумно интересно наблюдать за кем-то, кто незаинтересован в столь незначащих вещах. А он действительно не обращал внимание, включена ли камера или нет. Он даже никогда не задумывался, «Так, где я остановился?!» — как многие из нас.
«Однажды я пришёл к Такамацу-сенсею, и он велел мне сесть, сказав у него есть кое-то для меня. Я удивился, что же это может быть, и немного нервничал. Вдруг я почувствовал что-то странное и откатился в сторону, а затем плашмя упал на пол. ОглядевшисЬ, я увидел Такамацу-сенсея — он держал в руке меч и, похоже, только что пытался атаковать меня. Он улыбнулся и сказал, «Хорошо.» Тогда он завещал мне свои свитки. А год спустя он ушел из этого мира».
Вот ещё несколько вещей, затронутых Хацуми-сенсеем, но поверхностно отложившихся в моей памяти:
1. Исцеление без лекарств, как в период войны. (смотри ВиО далее)
2. Человек, жестоко разрубленный в Китае, с выпущенными кишками, был зашит и прожил долгую и плодотворную жизнь.
3. Факт, что он сам никогда не пил в молодости. Несмотря на это, жена Такамацу-сенсея всегда наливала ему выпить каждый раз, когда он посещал их дом, даже если бы он никогда не притрагивался к тому, что было предложено.
4. Защита ног от холода. (смотри Комментарии в конце)
5. Мужская сила и потенция. (смотри Комментарии в конце)
Видеоролик:
К сожалению, эту часть вечера невозможно передать, как невозможно пересказать видео. Извините. Камеры были выключены в этой части и все люди встали с мест для лучшего обзора.
«Изначально это был 8-мм фильм. Я перенёс его на видеоленту.» Поскольку видео не поддерживало звук, Хацуми-сенсей сам комментировал происходящее. Он говорил о том, как Такамацу-сенсей объяснял исполнение техник. (Естественно, это не был тренировочный фильм. Мы были приглашены на просмотр дружеского обмена между мастером и тремя его учениками.) Видео было длиной около пятнадцати минут, чёрно-белое. После беспрерывного показа одного ученика (изначально это был Хацуми-сенсей), первое появление Сокё происходит где-то через пять минут. (Одной интересной деталью, которую я заметил, было то, что они носят белое ги. Я очень удивился — когда же появилась склонность к чёрному, но этот вопрос так и остался невысказанным.)
Хацуми-сенсей обратил внимание на пальцы Такамацу-сенсея, державшего бо, когда камера приблизилась к нему. Ранее, после того, как починили микрофон, Хацуми-сенсей упомянул пальцы наставника. «Его пальцы были действительно толстыми, возможно около 3 мм. Но его руки были очень сильными и предельно гибкими.» (Это предложение звучит очень странно, поэтому я взглянул на него позже. Я понял, что Хацуми-сенсей ошибочно применил слово «палец,» когда имел в виду «ноготь.» Очевидно, Такамацу-сенсей часто тренировался сдирать кору с деревьев, и его пальцы доказывают это.) Фигура на экране вращала и взбивала воздух с помощью бо так быстро и равномерно, что это казалось невероятным. Практика происходила на природе, на траве. Три ученика, включая Хацуми-сенсея, который… как бы это сказать… которому не исполнилось ещё 30 лет и который был заметно развит. (Видеть молодого Хацуми-сенсея, работающего над теми же вещами, которые мы делаем на тренировке было очень ободряюще, это весьма укрепило мою волю. Я понял что-то до боли и нудности очевидное, но до сих пор незамеченное: единственный путь к улучшению — это практика, и если Хацуми-сенсей смог подняться с того уровня, на каком он находился на плёнке, к его нынешней грации, то даже я могу улучшить себя. Временами даже такие вещи нуждаются в мотивации.)
Было задействовано множество видов оружия: бо, нагината, меч, дзютте и верёвка с утяжелённым концом (кусарифундо). Когда начался ролик с Такамацу-сенсеем, вращающим верёвку,Хацуми-сенсей засмеялся и сказал: «Вот это наиболее опасно. Эта верёвка прогнила насквозь, так что, когда Такамацу-сенсей вращал её, куски просто отваливались. Я думал, она порвётся, но Сенсей держал её очень аккуратно. Очень важно знать своё оружие, если собираешься использовать его.»
Где-то на середине видео начался отрезок Тайдзюцу. Думаю, это наиболее интересная часть фильма. Некоторые техники были Кихон Хаппо, но они выглядели по-другому, нежели большинство делает их сейчас. Например, гансеки нагэ начиналось с захвата рукой на внешней стороне чаще, чем на внутренней.
После этого, некоторые из нас собрались в зале снаружи. Некоторые подмечали различия, но все в равной степени были под впечатлением от силы и скорости Такамацу-сенсея, несмотря на его возраст. «Хотел бы я, чтоб у меня было время на изучение хотя бы этих нескольких техник, но плёнка же не будет распространяться за деньги, не так ли?» — с жаждой спросил один мой знакомый. Я действительно надеюсь, что однажды все вы будете иметь возможность просмотреть её хоть раз.
Комментарии:
Движения Такамацу-сенсея заметно отличались от всех виденных мною ранее. Вы смогли бы увидеть истинного война в Такамацу-сенсее, несмотря на его лёгкое телосложение, 5 футов роста и 100 фунтов веса (150 см и 45 кг соответственно — прим. перев.). Ему должно было быть 70 или 80 лет, он совершенно лыс и худ. Сейчас я всё сижу и пытаюсь найти подходящее сравнение в росте, весе и сложении, но единственный человек, который действительно приходит на ум, это Морихей Уэсиба, создатель Айкидо.
Представьте Уэсиба без бороды и вы будете иметь представление о том, каков Такамацу Сенсей. Если бы кто-то увидел его без оружия или ги, то обязательно принял бы его за одного из тех хрупких маленьких старичков, метущих железнодорожные станции по ночам; но он ничуть не был хрупким. Внешность не отражает его величие в боевых искусствах. Его техники были плавными, но физическая сила удивила меня. Тела просто отлетали, а оружие свистело в его руках. Возвращаясь к моим американским выражениям, Такамацу-сенсей относился такому типу парня, с которым я не захотел бы связываться, даже если бы ему было 80.
Хацуми-сенсей комментировал: «Как вы можете видеть, тренировки и обучение раньше происходили один на один. Теперь я не могу так преподавать только из-за количества занимающихся, не только в Японии, но и во всём мире (около 10 000 практикующих). Хотя я не должен быть огорчён этим. Но, возвращаясь назад к идее обучения один на один, мы должны быть вместе, как одно целое, не разделяясь. Вот почему я не хочу создавать «организацию», но скорее всепокрывающую сеть-принцип.» (Я лишь надеюсь, что мы сделаем так.)
Вопросы и ответы:
В: Недавно вы упомянули об исцелении в период войны без лекарств, не так ли? Не могли бы вы более подробно рассказать об этом?
О: Да. Это акупрессура и акупунктура. (Тут многие кивнули, явно понимая, о чём идёт речь.) А также другие вещи, вроде кикоу (контроль энергии тела). Вы знаете, есть примеры исцеления, не поддающиеся объяснению. (Указав на одного из членов аудиенции, он продолжил.) Я ездил с этим человеком в Америку. Что это было? Тай-Кай в Атланте? Это был первый выезд за границу. Он работал очень усердно. Так, в любом случае, во время этого визита он встретил Стивена (Хайеса) и Румико. Именно в тот раз, ведь так? Хорошо, и как-то раз Румико (кажется, она) порезала палец. Но (кто-то что-то сделал и) кровь остановилась. (Прошу прощения, что не могу сказать точно, кто кому что сделал, но результат был тот же — кровотечение прекратилось без стандартной медицинской помощи.) Теперь другая история. Одна женщина не могла ходить в течение 10 лет. Кто-то посетил её, и в конце дня она уже могла стоять и ходить. Подобные вещи происходят повсюду вокруг нас, и это факт. Надеюсь, я ответил на ваш вопрос?
В: В фильмах ниндзя пользуются сюрикенами. Откуда они их берут?
О: Они сами их делают.
В: То есть как кузнецы?
О: Да. Каждый ниндзя был знаком с сугубо «торговыми» навыками. Люди обычно думают, что сюрикены — это металлические метательные звёзды, но в качестве сюрикена может быть использовано всё, что угодно. Вроде этого. (Достал свою визитку.) Выглядит непрочно, но она летает. Попробуйте. (Бросил несколько в аудиторию.) А углы могут повредить глаза. Однажды я поругался со своей женой и очень расстроился. Я поднял карточку и бросил в неё. Она побежала, чтобы увернуться, но не успела. Карта попала ей в глаз. Теперь она плохо видит. Я понял, что поступил ужасно, и решил больше никогда не вымещать свою злость на ней физически… Всё, что с четырьмя углами, может летать. Добавьте несколько игл в углы вашей визитки смажьте ядом. Теперь это эффективное оружие.
В: Что послужило началом Ниндзя-Бума в США и Европе в течение последних лет?
О: Кто-то зажёг это пламя. Когда я ездил в Америку, там было множество людей, заявляющих, что Ниндзя то и Ниндзя это. Я говорил им, что сожалею. Я говорил, что «Ниндзюцу» этого Ниндзя-Бума стало просто недоразумением, и хотел показать настоящее Ниндзюцу. После этого, примерно через год, изображение «плохих» Ниндзя сменилось «хорошими», и так до сегодняшнего дня. У них даже есть черепахи-ниндзя. (Он улыбнулся.) Вы их знаете, так? Черепахи-ниндзя… Мне даже пришлось сменить название того, чему я учу с Будзинкан Нинпо Тайдзюцу на Будзинкан Будо Тайдзюцу, дабы подчеркнуть то,что Ниндзюцу лишь часть целого.
В: У меня вопрос по поводу Рю-ха. Когда вы преподаёте, вы сосредотачиваетесь на конкретном Рю-ха?
О: Многие люди совершенно поглощены отысканием разницы между Рю-ха. Но если вы лучше взглянете на вещи, вы обнаружите, что всё есть одно и то же. Рю-ха просто подчёркивают различные пути применения одних техник. Эти методы различаются, но не фундаментально. Люди могут использовать различные Рю-ха в Тайдзюцу для выражения их личности, но мы не фокусируемся на том или другом Рю-ха; мы лишь открываем возможные варианты. Это предоставляет больше свободы действий (свободное перемещение между Рю-ха без зацикливания на конкретном из них). Мы учим быть подобным компасу, статично указывая на цель, но предоставляя выбрать подходящий метод из целого круга возможностей (среди Рю-ха и в каждом их них).
В: В фильмах часто изображаются смельчаки, карабкающиеся на неприступные стены. Также есть документированные случаи (в Китае), когда люди забирались на стены невероятной высоты. Есть ли что-либо подобное в Ниндзюцу?
О: Да. Я сам всё ещё могу штурмовать отвесные стены. А вот этот человек, сидящий там, настоящий знаток лазания. Обычно он это делает без лишних наблюдателей.
В: Также в фильмах встречаются такие личности как Куноити, или женщины-ниндзя. Существуют ли такие женщины сегодня?
О: О, да. В России живёт одна очень сильная женщина-практик. Она всегда посещала групповые тренировки другого боевого искусства. Не буду называть его, поскольку это может быть нехорошо. Но, в любом случае, они насмехались над ней каждый день, когда она приходила, издеваясь над тем, что она женщина, занимающаяся боевыми искусствами. Итак, однажды она не выдержала и просто уложила их, поговорив, так сказать, физически. С тех пор, они всегда держатся на другой стороне улицы от неё и не говорят ни слова. (Он засмеялся)
В: То есть, вы имеете в виду это из-за физической силы?
О: Нет, не обязательно физической. Скорее, это благодаря ментальной мощи. Да и кроме того, у женщины есть кое-что чрезвычайно красивое (Он опять улыбнулся). А мужчины ужасно слабы против столь прекрасного.
В: Я уверен, что вы обучились множеству вещей у Такамацу-сенсея, но было ли что-то одно, запомнившееся более прочего? Что-то важнейшее?
О: Это то, что человек живёт смертью. С молодых лет я всегда боялся смерти. Но я никогда даже не мог подумать, что Такамацу-сенсей может умереть. Возможно, это из-за той жизни, какую он вёл.
Общие комментарии:
(Несколько раз в течение разговора, он упоминал о важности содержания ног в тепле, о том, как это влияет на здоровье. Даже в заключение, когда он зачитывал статью из Джапан Спортс о Такамацу-сенсее, пару раз проявлялась тема о «тёплых ногах» и укутывании их на ночь.)
[Также в своей речи Хацуми-сенсей пару раз обращался и к значимости мужской силы. К смущению всех престарелых леди в аудитории, он детально рассказал о важности потенции в учениях Такамацу-сенсея. (На самом деле, я думаю, ему просто нравилось смущать женщин.) Он упомянул, что лозунгом Такамацу-сенсея было «Стоять высоко» (в нескольких смыслах) и что в своих престарелых годах, когда люди приветствовали его, он играл словами так, что всегда «Стоял высоко», несмотря на обстоятельства. Лично я попытаюсь как можно лучше изучить этот аспект учения Будзинкан.](Интересно, Хацуми-сенсей ни разу не сказал, «Он был великим человеком,» в уважение к своему наставнику. Всё представление я ждал этих слов, за которыми, как правило следует обычная унылая банальщина, особенно под конец. Люди всегда говорят это. Есть такая тенденция — произносить речи, используя шаблонные выражения и избитые обороты. Подобные элементы очень сильно отвлекают от основного сообщения. Но Хацуми-сенсей никогда не заблуждался и не отзывался о жизни Такамацу-сенсея обыденно, как мы с вами. И спасибо ему за это.)
Заключение:
В финале Хацуми-сенсей прочёл статью из Джапан Спортс о Такамацу-сенсее. И его финальный комментарий, к вопросу человека, спросившего о самой важной вещи, которой обучил его Такамацу-сенсей, был необычайно остёр. «Недавно вы задали хороший вопрос. Так вот, Такамацу-сенсей научил меня, что люди плачут. И что люди умирают.»